Особенности развития детей с трудностями в обучении
вызванными задержкой психического развития.
Особенности развития детей с трудностями в обучении, вызванными задержкой психического развитияпредставлены сочетанием незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Эта незрелость психики наиболее отчетливо проявляется в учебной деятельности детей в начале школьного обучения следующими особенностями.
Несформировапностъ учебной мотивации, преобладание игровых интересов. Учащиеся продуктивны в игре и вялы, бездеятельны в ситуации, где нужно подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания; учебную ситуацию они воспринимают как ситуацию общения с учителем и сверстниками.
Слабость познавательной активности, отсутствие инициативности, что закономерно приводит к снижению интеллектуальной продуктивности.
Несформированность произвольности (неспособны произвольно управлять своим поведением и деятельностью). Поэтому: им трудно подчиняться требованиям дисциплины. Часто не справляются с заданиями из-за неумения следовать инструкции (при правильном ее понимании), не могут проконтролировать свою работу (при этом они верно оценивают свои ошибки).
Низкая самостоятельность при организации собственной деятельности приводит к тому, что учащиеся с трудностями в обучении нуждаются в помощи.
Повышенная утомляемость. У них менее продолжительны периоды высокой работоспособности, задания одинаковой сложности могут выполнить по-разному в зависимости от состояния работоспособности.
Задержка эмоционального развития (эмоции носят поверхностный, неустойчивый характер, задерживается формирование высших чувств - нравственных (чувства долга, стыда и др.), интеллектуальных (удивления, любопытства, любознательности, чувства радости от сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения и др.)).
В связи с этим учебная ситуация воспринимается главным образом своей оценочной стороной - действия учеников определяются не содержанием задачи и необходимостью ее выполнения, а реакцией на поведение педагога, его мимику, жесты, интонацию.
Нарушение динамики психических познавательных процессов. Выражена. истощаемость внимания. Поэтому учащимся свойственны «ошибки внимания», резкие «провалы памяти» (не могут воспроизвести то, что, казалось бы, было уже усвоено), обрывочные знания.Низкая скорость выполнения учебных задач. Поэтому ученикам требуется больше времени для узнавания даже известной им информации;чаще всего при этом нуждаются в помощи, которую могут удачно использовать.Снижен объем памяти. Поэтому трудность вызывают задания, которые необходимо выполнять по словесной инструкции, трудно дается запоминание нужной последовательности действий при восприятии на слух.
Все вышеперечисленные особенности развития данной категории детей приводят к следующим проблемам:
1) трудности осуществления учения как деятельности;
2) трудности формирования отдельных школьных навыков (чтения, письма, счета, решения задач и др.);
3) трудности осмысления учебной информации.
В нашем учреждении образования осуществляется система педагогической работы, удерживающей в поле внимания все названные стороны развития детей с трудностями в обучении. Группа специалистов, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение (администрация школы, учителя-дефектологи, учителя предметники, педагоги-психологи, педагоги социальные, воспитатели групп продленного дня) стремятся обеспечить максимально возможную реализацию каждым обучающимся имеющихся у него потенциальных возможностей в плане усвоения образовательных программ, личностного становления, раскрытия и развития творческих способностей.
Рекомендации учителям начальных классов
Прикреплённые файлы
-
Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде
-
Как помочь ребенку с аутизмом с домашними и другими заданиями
-
Как предотвратить перестановку местоимений у ребенка с аутизмом
-
Советы учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников
Правила написания диктантов для дисграфиков
Как помочь ребенку с дисграфией
Комплекс упражнений по преодолению дисграфии для учителей начальных классов
Памятка для учителей начальной школы по специфическим логопедическим ошибкам
Интернет- ресурсы
Полезные сайты
|
|
Основные интернет-ресурсы
|
|
edu.gov.by |
Сайт Министерства образования Республики Беларусь
|
www.adu.by |
Образовательный портал Научно-методического учреждения
«Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь |
edu.by |
Белорусский национальный образовательный Интернет-портал
|
Asabliva.by |
Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь.
На сайте систематизирована информация по вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Она адресована специалистам, работающим с особенными детьми, родителям и самим детям, имеющим особые образовательные потребности.
|
www.ripo.unibel.by |
Сайт Республиканского института профессионального образования
|
Интернет-ресурсы для логопедов
|
|
Logopedia.by |
На страницах сайта освещены актуальные вопросы современной логопедии и дефектологии в целом. Данный сайт может быть полезен для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для логопедов и учителей-дефектологов, а также для студентов.
|
Дефектолог.by |
На сайте вы найдете описания методик, рекомендации по воспитанию и обучению детей, статьи об интересных открытиях в работе.
|
Логопедия для нас |
Образовательный блог о логопедах, логопедии и специальном образовании
|
ZAIKANIE.COM |
Традиционные, нетрадиционные, авторские и компьютерные методики преодоления заикания, медикаментозные методы лечения заикания.
|
Дизартрия news |
Сайт, посвященный проблеме дизартрии
|
Искусство говорить |
Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи.
|
Логозаврия |
На сайте представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников, компьютерные учебно-методические программы и комплексы для образовательных учреждений, разработанные с участием учителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений.
|
Логопед |
Цель сайта - создание новой информационной среды для логопедов и заинтересованных лиц, повышение профессиональной компетентности логопедов, особенно молодых специалистов. Статьи по дошкольной и школьной логопедии, других областей дефектологии, а также по педагогике и медицине.
|
Логопед.ru |
Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых.
|
Логопедия. Методические рекомендации |
Материалы по всем патологиям: заикание, ринолалия, дизартрия, алалия, дислалия, дисграфия, ОНР, ФФНР, афазия и т.д. Планы работы логопеда в ДОУ, МОУ и коррекционном образовании, конспекты, картинки, наглядный материал, стихи по лексическим темам. Отдельно размещаются статьи, книги и т.д. Большое внимание уделяется истории развития логопедии, механизмам речи и т.д.
|
Логопункт |
Сайт предназначен для широкого круга пользователей - логопедов, дефектологов, а так же родителей, заинтересованных в исправлении речи своих детей. На сайте представлены: Описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; Материалы о самых современных методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий, а также применении компьютера в специальном образовании; Информация по безопасности работы на компьютере; Статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии; Документы, необходимые для работы логопеда; Детская рубрика.
|
Независимый сайт о заикании |
Страничка посвящена проблеме заикания. Основная цель – дать наиболее полную и объективную информацию об этом заболевании, рассказать о причинах его возникновения, формах течения и способах коррекции.
|
Развитие речи |
Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а так же и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия.
|
Болтунишка |
Логопедический сайт для заботливых родителей. Здесь Вы можете узнать: Какие бывают речевые нарушения, Почему они возникают, Как решать речевые проблемы
|
Школьный логопед |
Сайт создан для оказания профессиональной помощи родителям детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим, задача сайта представить информацию и материалы логопедов, которые в простой, доступной форме помогут освоить родителям логопедические подходы и методы для работы с детьми по преодолению нарушений речи. А также на страницах сайта информация и материалы опытных педагогов помогут молодым специалистам быстрее освоиться с навыками работы, пришедшим работать в школу, в детские сады и медицинские учреждения.
|
Логопед 18 | Советы родителям. Материалы, размещенные здесь помогут определить, нужна ли ребенку помощь логопеда. Так же сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но многие упражнения подходят и взрослым. |
Библиотека электронных книг, статей, пособий
|
|
Логопед |
Книги и статьи по логопедии, дефектологии, педагогике, психологии и т.д.
|
Педагогическая библиотека |
Педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
|
Презентации
|
|
Дидактические материалы
по коррекции дисграфии
Судак Е.М. «Облака слов. Буква убежала. Дифференциация О-У, Ю-Ё, З-Ж, С-Ш в словах» СМОТРЕТЬ
Судак Е.М. «Облака слов. Составь предложение. Дифференциация О-У, Ю-Ё, З-Ж, С-Ш в предложениях.» СМОТРЕТЬ
Судак Е.М. «Облака слов. Буквы перепутались. Слова-анаграммы Буквы О, У, Ю, Ё, З, Ж, С, Ш.» СМОТРЕТЬ
Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии
А.В. Ястребова
Е.Д. Бурина. «Такие похожие разные буквы» — тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв
Л.М. Козырева. «Путешествие в страну Падежей» — тетрадь для логопедических занятий
О.В. Чистякова. «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 классы»
М.В. Мальм, О.В. Суслова. «Дисграфия. Языковой анализ и синтез»
М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина. «Методика коррекции дисграфии + таблицы»
О.В. Узорова. «Абсолютная грамотность 1-4 класс карточки»
Дидактические материалы
по коррекции дислексии
Судак Е.М., Олихвер И.А. «Интерактивные тесты ДА-НЕТ для формирования осознанного чтения»
Олихвер И.А. Облака слов. «Дифференциация Д-Т, К-Т, К-Х, В-Ф в словах, предложениях» СМОТРЕТЬ
Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова. «Развитие правильности и осознанности чтения». Рабочая тетрадь
Г.М. Зегебарт. «Чтение от слова к тексту». Тетрадь для младших школьников
Д.Н. Колдина. «Начинаю читать»
Лабиринт АЛФАВИТ
С. Игнатьева. «Составь слова». Чтение по слогам
С.П. Цуканова. «Формируем навык чтения». Цветные раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников
Дидактические материалы
по коррекции ФФНР, НВОНР
Л.А. Комарова. «Альбомы на автоматизацию звуков»
Логопедические тетради для автоматизации звуков
Судак Е.М., Олихвер И.А. «Облака слов. Дифференциация Р-Л в слогах, словах»
МНЕМО (http://www.boltun-spb.ru/)
Антонимы-раскраски .pdf (495 KБ)
Дифференциация РЬ-ЛЬ, Р-Л, Ж-Ш, Щ-Ч, Ж-З, Ч-Ц, ЗЬ-З, С-Ш. Загадочные картинки
Как помочь первокласснику хорошо учиться
Логические задания. ДО И ПОСЛЕ
Составление предложений, текстов
Филлворды. Овощи и фрукты
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Логопедические игры
игра «Лого Мир звукопроизношения»
игра «Учимся говорить правильно»м
Игры и упражнения для профилактики дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Рекомендации для педагогов
Преимущественно у учащихся начальных классов встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. То есть, данный вид нарушения письменной речи проявляется в следующих видах ошибок:
- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)
- пропуски гласных (маска-мска);
- вставка лишних букв (крот-ктрот);
- перестановки букв (тропа-прота);
- добавление букв (весна-весная);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни – быличудные дни).
- раздельное написание слов, приставок или корня (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы).
- запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле).
Направления работы по профилактике дисграфии:
- Развитие языкового анализа и синтеза: формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.
- Развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки в слове.
- Развитие фонематического анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова; вычленение звука в начале, в середине, в конце слова; определение количества, последовательности и места звука в слове
У каждого педагога в арсенале должны быть игры и упражнения по развитию фонематического анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза
- Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
- Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
- Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
- Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
- Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
Развитие слогового анализа и синтеза
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
- Назвать гласные в слове.
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
Игра «Найди картинку»
Цель: деление слов на слоги
Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога
Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
За основу берётся звук. главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха. То есть, ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Упражнение для узнавания звука
- Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
- Подними флажок, если услышишь заданный звук;
- Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
- Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
- Придумай слова, в котором есть заданный звук.
Игра «Маленький ученый»
Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова
Игра «Подарки Алёнке»
Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.
Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)
Игра «Проделки Звукоедика»
Цель: формирование навыков определения места звука в слове
Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн.., ват.., книг..)
Игра «Рассели картинки в домики»
Цель: формирование навыков определения места звука в слове
Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.
Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)
С этой целью используются следующие аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото».
Игра «Бабушкины подарки»
Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.
Вам бабушка прислала
На подарки сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но подарки выбирайте
Лишь со звуком [Р’] в названии.
Приготовились. Внимание!
Арбуз или мандарин?
Абрикосы или груша?
Орешки или карамель?
Брюки или свитер?
Берет или тюрбан?
Купим украшения с бриллиантом или рубином?
Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой анализ слова не вызывает особых трудностей.
Упражнения для звукового анализа и синтеза
Игра «Да-нетка»
Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.
Правила игры: учитель выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет».
-это живое (да)
-это человек (нет)
-это летает (да)
-это птица? (нет)
-это муха? (да)
Игра «Отгадай загадку»
Цель: формирование навыка звукового анализа слова
Правила игры: учитель загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Игра «Подбери слово к схеме» (круги Луллия)
Цель: формирование навыка звукового анализа слова.
Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.
Игра «Составь слово»
Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- выделять начальный звук в слове.
- синтезировать слова из заданных звуков.
- составлять звуковую схему слова.
- учить обозначать звук буквой.
Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и учащегося.
Работа учителя с учащимися с ОПФР на разных этапах урока
При опросе:
-Создание атмосферы доброжелательности.
-Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа.
-Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами.
-Предоставление примерного плана ответа.
-Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание).
Создание атмосферы доброжелательности -Увеличивать время подготовки у доски, ставить наводящие вопросы, давать примерный план ответа. -Разрешать пользоваться наглядностью, дополнительными материалами -Предоставление примерного плана ответа -Поощрять малейшие успехи (похвала, подбадривание) |
-Анализировать и систематизировать ошибки учащихся, концентрировать внимание на их устранении.
Изложение нового материала:
- Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения.
-Частое обращение с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала.
-Привлечение детей в качестве помощников.
-Привлечение к высказываниям, организация атмосферы диалога.
-Приучать детей задавать вопросы, если они испытывают затруднения в усвоении нового.
-Многократное повторение.
Самостоятельная работа на уроке:
- Делить сложные задания на этапы.
-Ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила.
-Планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу , работа по готовому плану).
-Отмечать положительные моменты.
-Инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек консультаций с планом действий.
-Обязательная проверка (в т.ч. самопроверка, взаимопроверка).
-Стимулирование самостоятельных действий.
-Дифференцированные задания.
-Предупреждение о возможных затруднениях.
-Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях.
Выполнение домашняя работа:
- Подробно объяснять, как выполнять задания.
-Дифференциация объема и помощи.
-Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос.
- Подробно объяснять, как выполнять задания -Дифференциация объема и помощи -Проверка всех домашних заданий, регулярный опрос |
-Исключать перегрузку.
Стимулирование учебной деятельности (на всех этапах урока):
-Поощрение.
-Создание ситуаций успеха (подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора).
-Эмоциональный комфорт, доброжелательность.
-Вера в способности любого ученика (оптимистический прогноз).
Практические упражнения для создания благоприятной эмоциональной атмосферы в классах интегрированного обучения (в помощь классным руководителям)
Упражнения для создания эмоционального комфорта при знакомстве
Цель этих упражнений: знакомство, запоминание имен и получение информации друг о друге, разбивка на подгруппы, выработка быстрой реакции, навыков спонтанной деятельности, активизация при плохом настроении, разбивка на подгруппы, поддержание двигательной активности, развитие восприятия.
Здравствуй, я рад(а) тебя видеть, потому что…
Ученики располагаются по кругу. Поворачивая голову к своему соседу, начинают обращение к нему со слов: «Здравствуй, я рад(а) тебя видеть, потому что…». Концовку этой фразы каждый ребенок придумывает сам.
Необычные приветствия
Ученикам предлагается поприветствовать друзей, представив себя каким-либо животным или птицей. Вся группа пытается определить, кто это.
Необычные приветствия
Ученикам предлагается поприветствовать друзей, представив себя каким-либо предметом (скрипучая дверь, колокольчик, замок, ветер, дождик, шорох, каблучки). Если группа не сможет определить, что это, ученик сам называет.
Давайте познакомимся
Знакомство участников группы. Передавая мяч, другой предмет друг другу по кругу, учитель и ученики называют свое имя. Цель упражнения – помочь детям быстрее запомнить имена своих одногруппников и учителя. Дети могут уточнить, как бы они хотели, чтобы их называли. Упражнение может проводиться под веселую, но не заглушающую голоса детей музыку.
Встаньте все, кто…
Задача учителя – придумать наиболее забавные условия, например: Встаньте те, кто любит конфеты, не хотел просыпаться, в синей кофточке, у кого дома есть собака, у кого имя состоит из четырех букв, кто быстро бегает, живет на двенадцатом этаже, у кого маму зовут Ира, кто ездит домой на троллейбусе, у кого глаза карего цвета, кто знает наизусть стихотворение (можно использовать программное стихотворение), пишет левой рукой, умеет петь и т. д. После задания «умеет петь» можно предложить ребятам спеть известную всем песню.
Упражнение на расстановку (рассаживание) группы
Все участники находятся в одном ряду. Порядок расположения детей определяется по различным критериям. Группа может выстроиться по критерию, который определил руководитель игры, например, в соответствии с начальными буквами имен участников (Анна, Борис и т. д.) Затем игроки перестраиваются по другому критерию: в соответствии с месяцем, на который у них припадает день рождения (январь, февраль и т. д.). Другие возможные критерии: размер обуви, возраст, рост, длина волос…
Упражнения на образование пар
Цель упражнений: развитие восприятия, ловкости, желания вступить в тактильный контакт с другим человеком, активизация при плохом настроении, деление на пары.
Вытаскивание нитей
Для образования пар руководитель игры держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару, когда учитель разжимает кулак и отпускает веревочки.
Это упражнение можно разнообразить в зависимости от возраста, способностей детей и целей. Например, пары можно образовать с помощью разноцветных шариков, которые ребята вытаскивают их корзины. Шаров в таком случае должно быть каждого цвета по паре. Можно использовать звуковые пары. В таком случае подобрать пары одинаково звучащих погремушек, коробочек, пищащих игрушек и т. п.
Следует оговориться, что необходимо учитывать случаи, когда выбор пар осуществляется только по желанию детей (когда ребенок с трудом переносит общество и тактильный контакт незнакомого, нового для него человека, когда очень важен результат игры, а получить его представляется возможным только в паре с близким другом и т. п.).
Упражнения на полисенсорное восприятие
У детей с особенностями психофизического развития может быть нарушена деятельность отдельных анализаторов, но благодаря функционированию сохранных анализаторов они могут получать вполне объективную информацию об окружающей среде.
Упражнения на развитие зрительного восприятия
Посредством зрительных упражнений актуализируется эмоциональная сфера, а также:
- расширяется область зрительного восприятия;
- устанавливается различие между передним и задним планами;
- тренируется зрительно-моторная координация;
- достигается постоянство восприятия;
- воспринимаются локализируемые предметы в пространстве;
- устанавливаются пространственные связи;
- происходит восприятие различных форм, их группировка;
- распознаются цвета;
- тренируется зрительная память.
Цель предлагаемых упражнений: развитие зрительного восприятия, визуальной памяти, координации руки – глаза.
Найди пару предмету
Учитель располагает в помещении (не на самых видных местах) парные предметы по количеству участников, например, 2 яблока, 2 кубика, 2 вазочки, 2 декоративные салфетки и т. д. Каждый, кто найдет пару, прекращает поиск и дожидается, пока другие отыщут свою пару предметов.
Предметы могут быть одинаковыми не только качественно, они могут объединяться логически и функционально, например, болт и гайка, нож и вилка, волейбольный мяч и сетка, теннисная ракетка и мяч, волан и бадминтонная ракетка и т. д.
Глаза сыщика
Участники разбиваются на пары, садятся напротив друг друга и внимательно смотрят: во что одет партнер или партнерша, на какой руке у него кольцо, часы, какая прическа? Потом оба отворачиваются и изменяют что-либо в своей внешности (надевают кольцо на другой палец, часы на другую руку, закатывают рукава в свитере и т. п.). Затем они поворачиваются лицом друг к другу и стараются найти изменения в партнере. Первоначально таких изменений может быть минимум. Но, в принципе, их может быть много, по желанию учеников.
Вода в стакане
Для игры понадобятся чайник с водой и стакан. Участникам завязывают один глаз, и они пытаются налить воду в стакан. Интересно, что получится?
Это упражнение можно изменить, предложив детям бросать какие-либо предметы с завязанным левым, а потом правым глазом.
Варианты:
- бросать теннисные или поролоновые мячики в корзину для бумаг, поставленную в центре комнаты;
- забрасывать мячи в подвешенную к потолку шину;
- набрасывать кольца на ножки стула (стул перевернуть ножками вверх) и т.д.
Упражнения на развитие слухового восприятия
Посредством слуховых упражнений актуализируется эмоциональная сфера, а также:
- тренируется умение распознавать среди шумов основной звук;
- усиливается концентрация на услышанном;
- тренируется слуховая память, способность запоминать последовательность букв или слов;
- развиваются навыки распознавания сходства и различия звуков и тонов, правильной их классификации (важно для развития речи);
- облегчается восприятие смысловых связей, распознавание и понимание услышанного;
- развиваются навыки определения источника звука или шума (слуховая локализация).
Цель упражнений: развитие общей концентрации, ориентации вслепую (с закрытыми или завязанными платком глазами) и концентрации на тех ощущениях, которые испытывают незрячие или слабовидящие, развитие фантазии.
Звуковая память
Каждый из участников получает «звуковую коробочку» (для этого можно использовать пластмассовые футляры для фотопленки, заполненные каким-либо звучащим содержимым: горохом, бусинками, сахаром, канцелярскими кнопками и т. п.), «играет» на ней и с завязанными глазами по звуку пытается найти своего партнера. Каждые две «звуковые коробочки» заполнены аналогичными предметами, поэтому издают одинаковые звуки.
Курица и цыплята
Пары договариваются об определенном звуке (например, подражание звукам, которые издает курица). Один из игроков – цыпленок. Он закрывает или завязывает платком глаза. Другой участник – курица. Задача цыпленка – найти курицу, ориентируясь на звуки, которые она издает. Затем происходит смена ролей.
Таинственные шаги
Один участник входит в комнату или в круг детей, а потом выходит. Остальные с закрытыми глазами определяют момент изменения направления.
Представление желаемого места
Участники образуют круг. В центре его садится один из игроков и заказывает какое-нибудь место или ситуацию. Остальные участники пытаются представить (изобразить) это место только с помощью звуков (без слов). Изображаемыми местами могут быть: концерт, несчастный случай, футбольный стадион, зубной врач, мотогонки, драка и т. д.
Упражнения на развитие осязания (тактильные упражнения)
Осязательное, тактильное восприятие способствует получению информации о предмете с целью его познания. Области осязательного восприятия:
- руки – это одновременно орган и орудие осязания;
- ноги (ступни) обладают способностью точно различать; особенно это свойство проявляется у людей, у которых ампутированы руки. Пальцы на ступнях и сами ступни могут заменить пальцы на руках и в целом руки, т. е. пальцами на ступнях и самими ступнями можно рисовать, писать, мастерить и т. д.;
- рот, язык, губы, небо очень чувствительны и обладают высокой способностью различать при исследовании различные формы, фактуры, предметы.
Благодаря осязательному восприятию исследуются:
- фактура поверхности (неровная, гладкая);
- консистенция (желеобразная, плотная, мягкая, твердая);
- температура (холодная, прохладная, нейтральная, теплая);
- геометрические формы, вес, пропорции.
Через кожные покровы осуществляется также восприятие боли (от прикосновений или движений). Боль содержит важную информацию об окружающем мире. Поэтому прикосновения с целью такого восприятия должны быть очень осторожными. Ощущение легкой боли обозначает предостережение, боль от укола или ожога, т. е. угроза раны, служит запуском дальнейших моторных действий.
Цель упражнений: развитие навыка воспринимать «вслепую», чувствовать, осязать, концентрироваться; желания вступить в тактильный контакт с другим человеком.
Играем в почту
Группа участников рассаживается на стульчиках, на полу, располагаясь вплотную друг за другом. Первый и последний в ряду игроки получают по листу бумаги с карандашом или маркером. Последний игрок рисует на бумаге какую-либо простую фигуру, а затем повторяет этот рисунок на спине впереди сидящего ребенка; тот, в свою очередь, рисует на спине игрока, сидящего перед ним и т. д. Ставить уточняющие вопросы не разрешается, можно только попросить нарисовать фигуру еще раз. Первый в ряду игрок переносит фигуру, которая рисовалась у него на спине, на бумагу, после чего рисунки сравниваются. Участники меняются местами.
Возможны варианты: рисовать на ладони, на предплечье, на лбу…
Пройти по веревочке
Веревка (длина 10 метров) укладывается на пол (в круг, зигзагообразно, петлей). Участники должны пройти по веревке в носках или босиком с закрытыми глазами.
Классификация по фактурам и температурам
Участникам предлагаются заранее подготовленные картонки, покрытые металлом, поролоном, пластиком, пенопластом. Дети классифицируют их вслепую по фактуре и температуре. Игра заканчивается сравнением полученных ответов с правильными.
Осязать и нарисовать предмет
Каждый ребенок получают предмет для осязания вслепую. Через некоторое время предметы убираются, участники рисуют то, что ощутили. Игра завершается сравнением рисунка с предметом.
Сколько рук
Один из игроков встает в середину и закрывает глаза. Другие кладут на его плечи одну или обе руки. Задача водящего – сосчитать количество рук, его коснувшихся. Перед началом игры следует назвать и исключить от прикосновений зоны-табу. Необходимо также обратить внимание игроков, что для ощущения прикосновений и их подсчета нужна спокойная атмосфера и концентрация. Во время игры следует сохранять тишину.
Упражнения на развитие вкусового восприятия
В повседневной жизни можно найти много примеров эмоционального восприятия вкусовых ощущений: «так бы тебя и скушал», «меня от этого тошнит», «сладкий ребенок», «кислая физиономия», «кому-то здорово насолить», «сделать постное лицо», «сладко зевнуть», «горькая участь».
Спектр вкусовых ощущений содержит четыре основных компонента:
- сладкий (воспринимается кончиком языка);
- соленый (воспринимается кончиком языка);
- горький (воспринимается основанием языка);
- кислый (воспринимается краем языка).
Существует огромное количество смешанных ощущений (апельсин на вкус сладкий, кислый; грейпфрут – кислый, сладкий и горький).
Важно прочувствовать оттенки в почти одинаковых веществах, ощутить их различие и многообразие.
Цель упражнений: развитие навыка чувствовать, осязать, концентрироваться на вкусовых ощущениях, дифференцировать их.
Чайная лавка
Вместе с детьми завариваются различные сорта чая (мятный, лимонный, шиповниковый). После остывания чай пробуют с закрытыми глазами (чтобы цвет не мешал определению вкуса). Можно разлить чай в пластиковые стаканчики, закрыть их крышками с отверстиями для соломинки и пить через соломинку (чтобы исключить запах).
Насколько сладкое сладко
Исследуются на степень сладости: сахар, мед, сироп, фруктовый сахар, фрукты, кисло-сладкие фрукты (апельсины).
Упражнения на развитие обонятельного восприятия (различение запахов)
Нос и чувство обоняния используются в символической форме для характеристики эмоционально напряженных условий, описания симпатий и антипатий или настроения в группе:
- я его на дух не переношу – это означает, что кто-то нам явно не симпатичен;
- быстро испариться может, как мы знаем, не только запах духов;
- дело плохо пахнет – это относится не к запаху, а к эмоциональному настроению;
- в воздухе запахло паленым – в переносном смысле подразумевается неприятная социальная ситуация.
Запахи обладают различными качествами. Они подразделяются на:
- цветочные (пахнут розой);
- эфирные (пахнут грушей);
- мускусные (пахнут мускусом);
- камфорные (пахнут эвкалиптом);
- тухлые (пахнут сероводородом);
- жалящие (пахнут муравьиной кислотой, уксусом).
Переживания запахов обладают длительным и глубоким действием. Давно прошедшие события легко вспоминаются, если возникает определенный запах. Кроме того, обоняние обладает защитной функцией. Например, испорченную пищу можно узнать по запаху.
Цель упражнений: развитие навыка чувствовать, обонять, концентрироваться на обонятельных ощущениях, дифференцировать их.
Парфюмерные детективы
Флакончики с различными духами ставятся в ряд. Вата пропитывается содержимым одного флакона. «Детектив» должен определить, какому флакончику соответствует запах.
Тест на запахи
Группа садится в круг, глаза завязаны или закрыты. По кругу в одном направлении передаются заранее подготовленные стаканчики с запахами: лимон, цветы, пряности и т. д. Каждую емкость нюхают один раз, затем выставляют на круг. Участники определяют содержимое.
Танюша-лакомка
Участникам по очереди предлагается выбрать, что бы они съели, определив выбор по запаху, так как глаза завязаны. Для этого можно использовать имеющие аромат фрукты, йогурты, сладости и т.п.
Варианты:
- ребенок просто указывает, какой из запахов для него самый вкусный;
- ребенок выбирает самый вкусный запах и конкретно определяет, какой продукт его издает, при этом получает возможность съесть этот продукт.
Моторное развитие
Упражнения на самовосприятие и равновесие
Данные упражнения тренируют глубинное восприятие, а также:
- сообщают о координации всех частей тела, мышц, о степени напряженности мускулатуры, учат сознательно управлять ее напряжением или расслаблением;
- способствуют восприятию направления и скорости движения;
- помогают ощутить и оценить собственные силы при сохранении позы, при преодолении сопротивления;
- тренируют вестибулярный аппарат;
- развивают статическое и динамическое равновесие;
- учат сохранять равновесие на различных плоскостях (уменьшенных опорных плоскостях, неустойчивых поверхностях, приподнятых поверхностях);
- тренируют умение балансировать с предметами в сочетании с движением;
- актуализируют эмоциональную сферу.
Цель упражнений: развитие навыка концентрироваться, осязать, чувствовать мышечное напряжение своего тела и тела партнера по игре, желания вступить в тактильный контакт с другим человеком, формирование бережного и осторожного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей и оперативного реагирования, развитие ловкости, активизация двигательной активности.
Пройти по веревочке
По середине комнаты растянута веревка, по которой проходит каждый участник. Особенность упражнения – при перемещении игрок использует перевернутый бинокль (на удаление).
Дети садятся на пол спиной к спине (сконцентрироваться на ощущении спины партнера). Оба участника крепко упираются спинами, фиксируют подошвы на полу и пытаются встать, опираясь лишь на спину партнера.
Бег в парах
Пара участников становится у матерчатого коврика так, что одна нога каждого игрока (у одного левая, у другого правая) находится на коврике. Игроки пытаются найти совместный ритм для скольжения и продвижения по полу. Можно использовать движение в парах, когда ноги партнеров связаны тонкой ниткой. Если партнеры не найдут оптимальный способ продвижения вперед, чутко улавливая движения друг друга, нитка может разорваться. В этом случае пара выбывает из игры.
Незрячая продавщица
Незрячая продавщица должна составить ряд из гирь: от самой легкой до самой тяжелой. Не разрешается ощупывать гири, так как их можно различить по размеру и весу. В роли гирь можно использовать пластиковые бутылки объемом 250 мл по-разному заполненные водой: доверху, на три четверти, наполовину, на одну четверть. Этот вариант удобен тем, что такая бутылка, если даже упадет, не разольется и не разобьется. На ощупь они одинаковы. А сделать таких «гирь» можно столько, сколько требует ситуация, возраст, возможности детей.
Игроки разбиваются на две команды и располагаются друг за другом справа и слева от центра на гимнастической скамейке или бревне. Находясь все время на скамейке или бревне, обе команды должны поменяться местами. Крайний игрок правой команды меняется местом с игроком левой команды. Второй игрок левой команды меняется местом со вторым игроком правой команды, и так до тех пор, пока все игроки не поменяются местами. Выбор меняющихся игроков определяет группа перед началом игры. Если один из игроков соскочил со скамейки или коснулся пола, то обе команды занимают исходную позицию, и игра начинается сначала. Сложность игры зависит от ширины скамейки.
В этой, на первый взгляд, несложной игре заложены широкие возможности получения опыта взаимодействия и контакта.
Мимическая гимнастика
- Способствует обучению навыкам контролирования эмоциональных проявлений. Установлено, что изображение человеком на лице радости, горя, обиды и т. д. вызывает включение переживания этой эмоции на психофизиологическом уровне. Таким образом, можно, к примеру, в ситуации обиды попытаться сделать радостное лицо, что будет способствовать переключению с отрицательной эмоции на положительную.
- Развивает лицевую мускулатуру. Для детей с особенностями психофизического развития этот вид деятельности приобретает особую актуальность, так как у некоторых наблюдается неадекватность мимических проявлений, являющаяся следствием врожденных нарушений иннервации лицевой мускулатуры.
- Помогает обучению навыкам кодирования и декодирования мимических формул эмоций.
Пчелка
Прилетела пчелка. Села нам на правое плечо. Подуем и прогоним ее. (Села на левое плечо, на подбородок, на лоб, на правый глаз, на левый глаз, на соседа.)
Семья Леших
В сказочном лесу жила семья Леших. Старший брат дышал так, что вес воздух уходил вверх (нижнюю губу вытянуть вперед и выдохнуть). Второй брат дышал так, что весь воздух уходил вниз (верхнюю губу натянуть на нижнюю, выдохнуть). Третий брат дышал так, что весь воздух уходил вправо (сомкнуть левые уголки рта). Четвертый брат дышал так, что весь воздух уходил влево (сомкнуть правые уголки рта). Младший брат дышал так, что весь воздух шел прямо (губы трубочкой). Какому брату удастся задуть свечку, если ее держать прямо перед собой, справа, слева, внизу, вверху? (Все действия имитируются.)
Испорченный телефон
Участники «спят». Учитель «будит» первого и изображает эмоцию с помощью мимики. Ученик «будит» следующего и изображает эмоцию ему. Так до последнего участника. Потом учитель спрашивает, начиная с последнего, какую эмоцию он «передавал». Так можно найти звено, где произошло «искажение» или убедиться, что «телефон» исправен.
Вопросы, которые можно задать детям:
- По каким признакам мы определили эмоцию?
- Что помешало тебе определить эмоцию?
- Трудно ли было понять товарища?
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Пантомимические задания
Задания этого типа синтезируют мимические и моторные действия.
Окаменеть!
Участники двигаются под музыку по комнате. Музыка внезапно прекращается, и все застывают, как окаменевшие. Пока музыка вновь не заиграет, все должны сохранять неподвижность и принятую позу.
Снимается кино
Водящий исполняет роль режиссера. Всем претендентам на роль артиста предлагается сыграть:
- болит живот;
- потерял кошелек,
- несешь тяжелую сумку;
- злую Бабу Ягу,
- веселого учителя физкультуры;
- обиженного малыша.
Выражаем свои чувства
Социальная обусловленность жизни ребенка требует от него разрешения многочисленных проблемных ситуаций в формуле «Я и люди вокруг меня».
- Как эффективнее общаться с ними?
- Как завоевать симпатию?
- Как выразить свои чувства?
- Что говорить и как поступать, чтобы тебя правильно поняли?
- Как вести себя в ситуации, когда у других радость? А когда горе? Как выразить им сочувствие?
- Как поддержать товарища? Похвалить его, сказать комплимент?
Помощь в поиске ответов на эти и другие вопросы окажут упражнения данного цикла.
Помоги принцессе
Учитель сообщает ученикам, что случилось: «Дракон спрятал в замке в глухом лесу принцессу. Нужно ее отыскать. Одни мы не справимся. Поэтому попросим помощи у обитателей леса. Чтобы лесные жители нам помогли, будем говорить им что-нибудь приятное (комплименты) о внешности, поведении, характере и т. п.». Интрига этого задания в том, что можно ввести не только реальных героев: зайца, лисичку, ежика и других, но и сказочных: Лешего, Бабу Ягу, Русалку, Водяного. Не все герои положительные, и у ребят возникает задача за что-либо похвалить и отрицательного героя. Что они придумают?
Выражаем свои чувства
1. Ты случайно встретил на улице своего друга. В словах приветствия вырази, что ты в эту минуту чувствуешь:
- радость (прекрасно, что встретил);
- удивление (неожиданная встреча);
- огорчение (ты спешишь и не имеешь времени поговорить).
2. Разговор с товарищем затягивается (уже полчаса ты с ним говоришь). Нужно заканчивать разговор. Вырази в словах прощания:
- печаль, огорчение (жаль, что нужно расставаться);
- раздражение (слишком затянулся разговор, нет времени);
- радость (можно поболтать с другом, который тебе очень нравится).
Мои чувства
Расскажи, что бы ты чувствовал при следующих обстоятельствах:
- твой рисунок побеждает на конкурсе;
- нужно пройти по зыбкому мостику над бурным потоком;
- мама застает тебя, когда ты натираешь термометр, чтобы подделать температуру;
- удалось испечь вкусное пирожное;
- выиграл в шашки;
- собрался покататься на велосипеде, а он сломался;
- промок под дождем.
Дополни высказывания (из собственного опыта)
Радуюсь, когда …
Печалюсь, так как …
Горюю, потому что …
Доволен, когда …
Спокоен, потому что …
Зол по причине …
Недоволен, так как …
Удивлен тем, что …
Испугался, потому что …
Стыдно из-за того, что …
Обижен тем, что …
Восхищаюсь теми, кто …
Самый неприятный человек
Учитель предлагает ученику вспомнить самого неприятного для него человека и объяснить, чем он неприятен. Потом педагог предлагает постараться найти у этого человека хоть одно положительное качество. Конструируется ситуация: Представь, что у этого человека случилось горе. Жалко ли его? Поможешь ли ты ему? Как? Чем?
Я в этот мир пришел, чтобы…
Педагог предлагает ученику продолжить высказывание.
Релаксация
Цель упражнений: формирование навыков релаксации, снятие психомышечного напряжения.
Силачи
Релаксация для плечевого пояса. Предлагается сымитировать движения штангиста: поднять штангу, бросить ее на пол.
Винт
Релаксация для всего тела. Предлагается стоя поворачивать корпус тела в разные стороны; руки свободно, как плети, движутся за корпусом.
Ноги в воду
Релаксация для всего тела. Детям предлагается отдохнуть: «Пойдем к речке, сядем на берегу и опустим ноги в воду, поболтаем ими».
Сон на берегу моря
Релаксация для всего тела. Дети в удобной позе под музыку «спят», учитель комментирует, что им снится: теплое солнышко, цветы…
Хорошим финалом для занятий по социально-эмоциональному воспитанию является следующее упражнение.
Связующая нить
Дети в кругу. По кругу друг от друга передают клубок ниток и держатся за нитку. Получив клубок, ребенок говорит, чего хочет для себя, передавая соседу, желает ему что-нибудь.
Рекомендации педагогам, которые работают с детьми с трудностями в обучении
1. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребёнком, комфортный психологический климат в классе.
2. Использовать похвалу, одобрение, замечать малейшее продвижение в учебной деятельности, использовать позитивное подкрепление.
3. При организации групповой работы на уроке не включать в группу явно более сильных детей в учебном плане
4. По результатам деятельности давать как можно более определенные оценки с акцентом на позитивных сторонах.
5. Создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с ребенком.
6. Поддерживать позитивную мотивацию через: создание проблемных ситуаций; стимулирование активности на уроках.
7. Проводить поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
8. Давать доступные инструкции (устно или в письменном виде) при выполнении ребенком самостоятельной работы. Инструкция не должна быть многоступенчатой, лучше предъявлять её детально. Словесная инструкция может быть визуализирована.
9. При устных ответах предлагать пользоваться планом-схемой.
10. Использовать «подсказки» для распространения ответа ученика на уроке.
11. Предоставлять возможность работать на уроке в удобном для ребенка темпе.
12. Разрешать пользоваться калькулятором, словарем, числовым лучом, таблицей умножения и т. п.
13. Формировать целенаправленную деятельность:
предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию; работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели; коррекция импульсивности: запрет необдуманных ответов, поощрение только в случае результативного ответа.
14. Вырабатывать навык самоконтроля.
15. Соблюдать чередование видов деятельности на уроке.
спользование дидактических материалов в осуществлении коррекции навыка чтения у учащихся младших классов
СТУПЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ( по Т.Г. Горовой)
-
Овладение звуко- буквенными обозначениями.
-
Послоговое чтение.
-
Ступень становления синтетических приёмов чтения.
-
Ступень синтетического чтения.
Примечание: каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определённой психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения.
УСПЕШНОЕ И ТОЧНОЕ УСВОЕНИЕ БУКВ ВОЗМОЖНО ПРИ
ДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛЕДУЮЩИХ ФУНКЦИЙ:
-
фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);
-
фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи);
-
зрительного анализа и синтеза (способность определять сходство и различие букв);
-
пространственных представлений;
-
зрительного мнезиса (возможности точного запоминания зрительного образа букв).
ФОРМЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (по В.К. Орфинской)
1.Узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове (например: есть ли звук м в словах мышка, кот, дом)
2.Вычленение первого и последнего звука из слова.
3.Определение количества, последовательности звуков, места в слове по отношению к другим звукам (например: соседи звука ш в слове кошка).
Направления коррекционной работы при нарушениях чтения у учащихся младшего школьного возраста
-
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
-
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. В ходе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. В начале работа ведётся с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Упражнения для развития мышления: выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.
Упражнения для стимуляции слухового внимания: «Угадай кто кричит?», «Угадай на чём играют?», «Угадай, что делают?»
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания: длительная сортировка и нанизывание бусинок; лабиринты; чтение алфавита , которое перемежается со счётом а ,1, б, 2, в, 3 и т.д.; таблицы Шульте (аналогично можно заменить числа на буквы алфавита).
Развитие образной и оперативной памяти( можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко).
-
Формирование связной речи.
Необходимо научить учащихся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу и т.д.
-
Совершенствование пространственно- временных ориентировок.
По И.П. Павлову, в основе пространственных ориентировок лежат: ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировки в окружающем пространстве; определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Можно использовать упражнения на пространственно- временные ориентировки на себе, на листе бумаги; развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак- ребро- ладонь»), пробы Хеда (определение схемы собственного тела).
Вербализация пространственных преставлений отражает уровень развития детей, использование в речи предлога «над», прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т.п.
-
Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
-
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.
Проводится профилактическая работа по предупреждению дислексии (необходимо узнать , какую букву написали на спине, на руке, в воздухе, рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
-
Расширение поля зрения ребёнка: лото, слайды, таблицы Шульте, карточки – столбики, карточки- горки (дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке), «склеенное» слово, «склеенное» предложение (выделение отдельных слов из квазислова или предложения).
10.Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв: «Мягкие буквы»(запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций), работа с кубиками Кооса, складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы.
11. Изобразительно- графические способности.
Психологическая структура данного навыка зависит от трёх факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно- моторной координации. Рекомендуемые упражнения: срисовывание фигур( учитывать пропорции); дорисовывание фигур с недостающими деталями; письмо букв и слов по шаблонам; изографы.
12. Развитие сукцессивных способностей.
Упражнения на последовательность действий и планирование: игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5- шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например: игра «Найди клад», «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности; «Зарядка»- последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки; отстукивание ритмов «Телеграфист»; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
-
Чтение вслух.
-
Чтение про себя.
-
Чтение жужжащее.
-
Чтение хором.
-
Чтение в темпе скороговорки.
-
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
-
Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5- 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
-
Бинарное чтение: один текст читают 2 учащегося одновременно.
-
«Очередь».Сначала читает учитель, а потом учащиеся читают тот же текст.
10.«Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, учащиеся про себя. Учитель останавливается, учащиеся показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий учащийся читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Учащиеся ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или учащийся начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.)
16. «Сканирование». За 20- 30 секунд учащиеся «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ТЕКСТА
-
Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
-
Озаглавливание текста.
-
Деление текста на части, составление плана.
-
Определение темы текста, главной мысли.
-
Определение типа текста.
-
Подбор иллюстраций к тексту.
-
По иллюстрации определить содержание текста.
-
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
-
Чтение для подготовки к пересказу.
10.«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
11. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются учащемуся в конверте.
12. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2- 3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
13. Распространение предложений. В 1- 2 классах по вопросам учителя, в 3- 4 самостоятельно.
14. «Фантограммы». Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Учащиеся фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем учащимся раздаются листы, на которых написаны 2- 3 фразы (одни и те же ). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по- своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
15. Составление кроссвордов по тексту.
16. Подбор загадок к словам из текста.
17. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
18. Составление ребусов к словам из текста.
УПРАЖНЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ) ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ
-
Что общего в словах и чем они различаются ?
Мел- мель, мал- мял, мыл- мил.
-
Назови одним словом:
чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свёкла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, берёза, ель, сосна;
курица, гусь, утка, индейка;
зелёный, синий, красный, жёлтый.
-
Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.
-
Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, пешка, часы, лампа, стакан.( У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов)
-
Путём перестановки букв составь слово:
у к л б о, с н о а с, у п с п.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог: колос, рота, ваза; кора, лото, боксёр; молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог: змея, рама; пуговица, молоток, лава; самолёт, голова, поток; поворот, ворота, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог: мебель, ружьё; соломка, пора, мель; лиса, бельмо полёт; смола, слеза, дерет.
9. Какие буква, слог, слово лишние:
а у р о ы
ма ра ла ны та ку на ды ти ло
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
Консультация "Особенности формирования грамматического строя речи"
Кансультацыя "Развіццё і ўдасканальванне фанематычнага ўспрымання, фанематычнага аналізу і сінтэзу"