По итогам районного конкурса кабинетов учителей-дефектологов были награждены победители.Наш кабинет занял 2-е место.
Детский аутизм
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
Портрет ребенка с аутизмом.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию.Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
Симптомы аутизма
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:
- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
- не может объяснить, чего он хочет;
- испытывает задержку темпов речевого развития;
- не следует никаким указаниям взрослых;
- периодически появляются нарушения слуха;
- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
- плохо устанавливает визуальный контакт;
- не улыбается другим;
- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
- не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Учреждения, предоставляющие реабилитационные услуги
Консультации и игры по развитию познавательной деятельности дошкольников и младших школьников
Консультации, игры, упражнения по развитию устной и письменной речи дошкольников и младших школьников
Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста
Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников.
По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе.
Как развить речь ребенка?
- С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
- Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
- На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
- Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
- Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
- Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.
Звукопроизношение у детей
Норма и патология
С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.
К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».
Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство.
Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность: ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка».
У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу.
Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:
- У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
- Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
- Малыш заикается;
- Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.
Осознанное дыхание - путь к здоровью
Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность. Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание.
Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.)
При неправильном дыхании:
- Организм получает меньше кислорода;
- Изменяется голос, нарушается речь;
- Наблюдается затруднения в пережевывании пищи;
- Притупляется обоняние;
- Пропадает аппетит;
- Искривляются зубы;
- Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.
Дыхательная гимнастика – залог успеха
Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.
Дыхание можно и нужно тренировать.
Упражнения на дыхание:
- «Ароматные коробочки»
Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах.
- «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата»
Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф]
- Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Речь и развитие моторики, их взаимосвязь
Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.
Игры и упражнения:
v На развитие тактильного восприятия
«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)
v Игры с водой
«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д.
v С песком и другим сыпучим материалом
«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.
v Игры с нанизыванием
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…
v Фольклорные пальчиковые игры
«Сорока - ворона», «Ладушки»
v На выкладывание
«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики»
v «Шнуровки», «Застежки» и др.
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
«Разные возможности – равные дети»
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
Пожалуйста, помните, что:
- "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
- Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
- "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
- Преодолевайте страх и отчаяние
- Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
- Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
- Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
- Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
- Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
- Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
- Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
- Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
- Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
- Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ -
С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.
ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!