Памятка для родителей
по гендерному воспитанию детей
Помните, что у вас не просто ребенок, мальчик или девочка, а личность, которая нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самостоятельно.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать.
Девочки же склонны к повторению за мамой, т.е. мама должна подавать пример.
В мальчиках труднее всего воспитать ответственность.
В девочках трудно воспитать кротость и послушание.
Для развития у мальчиков мужественности - следует уделять внимание умению не бояться ошибок, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, великодушия, рыцарского отношения к женщине, желание и способность защищать (в играх).
При воспитании девочек уделять внимание состраданию, умению жалеть и заботиться, послушанию и скромности, терпимости, стремление к мирному разрешению конфликтов.
Мальчики позже, чем девочки, включаются в занятие, но эффективнее выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить новую задачу, но качество, тщательность, аккуратность исполнения невелики.
Девочки включаются в занятия активнее.
Обычно мальчики предпочитают иметь сильных и решительных друзей.
А девочкам нужны подружки с мягким нравом, кротким и уступчивым характером. Такие девочки оказываются в группе предпочтительными.
Такие качества, как честность и справедливость, вежливость и уважение к старшим, любовь к родному краю, к семье - должны быть и у мальчиков и у девочек.
Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
Хвалите и мальчиков, и девочек чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
Консультация для родителей
Особенности гендерного воспитания подростков
Мальчиками и девочками рождаются, мужчинами и женщинами становятся. Одной из ключевых точек в этом становлении является кризис подросткового возраста. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, каким он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола, с присущим ему образом и моделями поведения.
Полезно вспомнить, что набор физических характеристик – это пол. А гендер – пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, ощущений, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре ему соответствует набор стереотипов: что должны и что не должны делать мальчики и девочки. С младенчества гендерные модели поведения формируются у ребенка через подражание, повторение за родителем своего пола.
Главной же чертой подросткового периода является желание обрести самостоятельность, отделиться от родителей. Здесь гендер может пойти по двум путям: отрицание родителей через отрицание гендера или поиск нового кумира для копирования.
Бунт против гендера
Почему в подростковом возрасте может произойти переосмысление гендера? Одной из главных особенностей подросткового периода является ревизия установок, которые были усвоены с детства. Подросток как бы проверяет их на прочность: моё – не моё. Чем больше давления папы и мамы оказывали на ребенка (с особым рвением воспитывали «девочку-припевочку» или «мужика»), тем с большей вероятностью именно этот аспект может быть пересмотрен подростком в первую очередь. Отрицание своего пола может символизировать отрицание всех правил, навязанных родителями.
Пример для подражания
Наблюдения за родителями часто не дают подростку ответа на вопрос, как вести себя в межполовых отношениях. В лучшем случае он видит, как родители проявляют заботу друг о друге, но чаще всего, к сожалению, не видит и этого. Дети ищут новые модели для подражания и ответы на актуальный запрос – как быть успешным и популярным среди сверстников, как позиционировать себя, как привлекать внимание противоположного пола – и обращаются к образам современной массовой культуры и к Интернету.
Допустим, ребенок «подсел» на некоего видеоблогера и стремится подражать ей (ему) в позиционировании, одежде и образе мыслей. А видеоблогер – несуразный персонаж, который одевается так, что не поймешь – мальчик он или девочка, ведет себя вызывающе и похабно, транслирует сомнительный образ жизни. Вы узнали об этом и, ясное дело, пришли в ужас. С вашей точки зрения, это плохой пример для подражания – вы боитесь, что он может быть вреден для вашего ребенка. Как можно повлиять на ситуацию?
Стратегия запрета
Поставить ограничения на доступ в Интернет, запретить смотреть ролики этого блогера под угрозой «если я ещё раз увижу – останешься без …», выкинуть все «кумирские» вещи и атрибуты принадлежности к этой культуре. Вроде бы опасность устранена физически, ребенок устрашен наказанием – можно быть спокойным. Но…
Подросток уже не ребенок, и первое, что он перестает делать в этом своем статусе, – прямо подчиняться воле родителей. Ваша стратегия вызовет у него протест и приведет к мысли, что родители очень от него далеки и ничего не понимают. Протест подростка может быть явным или скрытым: о первом вы узнаете сразу, во втором случае подросток закроется, отгородится, будет делать все то же самое, только вы об этом не узнаете.
В ответ на запрет подростки стремятся нарушить его, делать назло, может даже в большем масштабе, чем они изначально планировали.
Стратегия альтернативы
Что делать? Родители могут сохранить свое влияние через принятие интересов ребенка и присоединение к ним.
Допустим, вы узнали о новом кумире дочери или сына-подростка. Прежде чем вешать клеймо, проявите интерес. Попросите рассказать о нем, показать аккаунт, фото и видео. Спросите ребенка, что именно в нем кажется восхищающим и клевым. Потратьте время на то, чтобы самостоятельно изучить контент, обсуждайте этого героя с подростком, даже если он вам не нравится. Он нравится вашему сыну или дочери, он популярен в их окружении – если вы захлопните заслонку от этого для себя лично, персонаж все равно будет жить в мире вашего ребенка.
Если же у вас с подростком установились доверительные отношения, он чувствует, что вы на его стороне и легко делится с вами тем, что ему интересно, вы также можете присоединять его к тому, что интересно вам. Если вы не оказываете давление, не навязываете ему свою позицию – он не закрывает свои границы, а вы оставляете себе возможность косвенно формировать его взгляды, в том числе и в вопросах гендерного поведения. Вы сможете направлять своего ребенка, давая ему «правильные», с вашей точки зрения, образы женщин и мужчин, чтобы он мог выбрать их себе в качестве примера для подражания.
Альтернативы
Навык подавать подростку альтернативы – это искусство, но вполне доступное. Задача родителей в контексте гендера – показать, что красота, женственность и мужественность бывают разными, не только теми, которые популярны в его среде. Этот опыт – разной красоты, разного стиля – подростку важно получить. Очень полезно смотреть вместе фильмы разных эпох, обращая внимание и на манеры, и на одежду, и на то, какие качества ценились в женщинах и мужчинах.
Подростки очень часто сталкиваются с чувством неуверенности в себе. Если мальчик переживает, что он худой и высокий, подберите для него фильм об эпохе Средневековья в Европе, где внешнее изящество мужчины считалось признаком достоинства и благородства. Пусть увидит, что это может быть красивым. Да и родителям полезно посмотреть на выхолощенных франтов, которые ухаживали за собой не менее тщательно, чем женщины, – чтобы не видеть в желании ухаживать за собой признаки нетрадиционной ориентации. Вообще из исторических фильмов в данном контексте можно почерпнуть массу знаний, наблюдая за внешним видом, манерами, стратегиями поведения, представлениями о доблести и чести” и многом другом, что сказывается на формировании личности. Экранизации романов или просто качественные фильмы, такие как «Джейн Остин» или «Билли Эллиот», без нравоучений покажут подростку нюансы дружеских и любовных отношений.
В процессе формировании новой идентичности, в том числе гендерной, подогреваемый стремлением отделиться от родителей подросток ищет новые образы для подражания. Стратегия подчинения авторитету больше не работает, а запреты и попытки вернуть себе авторитет силой чреваты отторжением со стороны подростка. Родители могут сохранить свое влияние на ребенка через принятие его интересов, присоединение к нему и демонстрацию альтернативных (лучших с их точки зрения) образцов женского и мужского поведения.м
Профилактика буллинга. Памятка для родителей
БУЛЛИНГ – это различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей.
- Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями.
Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слушать. - Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
- Научите ребёнка правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и уж тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный сетевой ресурс и удалить личную информацию, если не удаётся решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить выходку булли – игнорирование.
- Подскажите и расскажите о таких возможностях сайта, как чёрный список или блокировка.
- Убедитесь, что «виртуальная жизнь» не перешла в реальную.
ОСТОРОЖНО БУЛЛИНГ!
Памятка для родителей
БУЛЛИНГ — ЭТО КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК НАМЕРЕННО И НЕОДНОКРАТНО ЗАСТАВЛЯЕТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПЛОХО, И ПРИ ЭТОМ ЖЕРТВЕ ТРУДНО ЗАЩИТИТЬСЯ. Однако ситуация не считается БУЛЛИНГОМ, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом.
БУЛЛИНГ это:
СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОБОИ, ПОДНОЖКИ, ТОЛЧКИ
УГРОЗЫ
НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ
ВЫМОГАТЕЛЬСТВО
ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ
ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ
ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО
КИБЕРБУЛЛИНГ
ПРИЗНАКИ
Ребенок ВНЕЗАПНО теряет интерес к школе, ищет причины не посещать занятия.
Изменения в настроении и поведении. Ребенок, без видимых причин, становится замкнутым, мнительным, тревожным.
Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит
Частые нарушения сна.
Следы насилия
Повышенная раздражительность и утомляемость,
Появляются запросы на дополнительные деньги.
Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
Отказывается разговаривать на «неудобные темы».
ЧТО ДЕЛАТЬ:
1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей
2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО:
1. Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю. Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или завучем для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация школы».
2. Совместно с учителем должны быть приняты следующие действия:
-отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
-обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА
3. ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
4. Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве учителя (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы.
5. Интересуйтесь имениями ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю.
6. ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ К ТРАВЛЕ.
КАК БЫТЬ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ?
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАТОРА ТРАВЛИ:
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ;
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ;
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА;
ВРАЖДЕБНОСТЬ (АГРЕССИВНОСТЬ);
ОТСУТСТВИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил;
СКЛОННОСТЬ КО ЛЖИ ИЛИ ЖУЛЬНИЧЕСТВУ.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие».
Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия, подробнее об этом можно поговорить с педагогом-психологом.
Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема, причем не только твоя, а всей группы (класса, компании).
Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»).
Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение — продумайте план мероприятий, способствующих позитивным изменениям.
Позитивно проводите с вашим ребенком время.
Контролируйте.
Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения).
КАК БЫТЬ ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СВИДЕТЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ?
1. Постарайтесь прояснить ситуацию: что и с каким ребенком (какими детьми) в классе конкретно происходит. Не менее важно (!!!) выяснить отношение вашего ребенка к происходящему: постарайтесь понять, поддерживает ли он (она) происходящее или же, наоборот, пытается активно вмешиваться, или же остается в стороне.
2. В случае, если ваш ребенок — один из «группы поддержки» агрессора —
см. информацию выше «КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИНИЦИАТОР ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ»
3. В случае, если ваш ребенок не выступает в позиции «защитника» жертвы — в первую очередь поддержите его намерения и договоритесь о взаимодействии. Свяжитесь с классным руководителем и/или администрацией школы. Помните: ситуация травли в классе требует немедленного вмешательства, т.к. от ее последствий страдает весь коллектив. Однако не стоит напрямую связываться с другими родителями, не поставив в известность педагогический коллектив и администрацию.
4. Наиболее аккуратно необходимо действовать в ситуациях, в которых ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему — вероятнее всего, ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров. В этом случае очень важно сформировать единую позицию совместно с ребенком — необходимо прийти к соглашению о том, что травля в коллективе недопустима.
5. Важным шагом также может стать распространение научно-популярных материалов, рассказывающих о вреде и последствиях травли среди родительского сообщества в групповом чате или в рамках родительских собраний. Согласовывайте свои шаги с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ:
- Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят в школе. Первая и главная задача взрослых — признать проблему и сообщить о ней классному руководителю и директору школы. Ни в коем случае нельзя замалчивать факты буллинга, только придав проблеме гласность, вы сможете ее разрешить. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно.
- Не советуйте ребенку отвечать на агрессию агрессией. Очень часто родители рекомендуют ребенку, который подвергается травле, «дать сдачу», «уметь за себя постоять». Родителю важно понимать разницу между единичной школьной дракой и регулярной систематической травлей.
- По мнению австралийского эксперта Кен Ригби, многие хулиганы не являются физическими слабыми и не всегда отступают. Следовательно, ждут сопротивление жертвы, но конечным результатом может быть особенно тяжелое физическое избиение, продолжение и ухудшение ситуации с издевательствами.
- Напрямую выяснять отношения с одноклассниками, ребенком-булли, а также, его родителями. Такими действиями вы можете подвергнуть ребенка большей опасности. К тому же, каждый родитель не всегда сразу признает вину своего ребенка, а наоборот будет защищать его и говорить, что он так поступить не мог.
- Не стремитесь делать скоропостижные выводы и принимать действия, не разобравшись. На данном этапе ваша задача заключается в получении объективной картины происходящего для скорейшего выхода из ситуации.
- Не давайте советов школе, как поступить с одноклассниками-агрессорами — дождитесь и внимательно наблюдайте за действиями администрации и педагогического коллектива школы.
- Чужие дети не зона вашей ответственности. Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребенку и делайте то, что зависит от вас. Постарайтесь довериться классному руководителю и администрации. При выстраивании конструктивного диалога со школой работа над проблемой может вестись комплексно и, следовательно, более эффективно.
Говорите со своими детьми о том, что:
БУЛЛИНГ — ЭТО ВСЕГДА НЕПРАВИЛЬНО! НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАПУГИВАТЬ НИ ВАС, НИ КОГО-ТО ДРУГОГО!
ДАВАТЬ ФИЗИЧЕСКИЙ ОТПОР В СИТУАЦИИ ТРАВЛИ ОПАСНО!
Внимание!
Родители должны знать!
- где находится их ребёнок;
- сопровождать в период с 23.00 до 6.00 детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»).
Неисполнение указанной обязанности влечёт наложение штрафа на родителей до 2 базовых величин, повторно – до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях).