Популяризация общественной морали, традиционных семейных ценностей и укрепление института семьи
Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.
<article>Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников учитывались:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей;
- опыт школы;
- возможности и интересы родителей, общественности;
-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- мероприятия, планируемые Управлением образования
- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;
-периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя
Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
Реализация проекта "Родительский университет"
Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях белорусской семьи.
Участие в тематических конкурсах и проектах
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т. д.
При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 1-4 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения.
</article>